СЕРГЕЙ ЕСЕНИН И АННА АХМАТОВА

Савченко Татьяна Константиновна,

д‑р филол. наук,

профессор Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина

лауреат Международной литературной премии имени Сергея Есенина

«О Русь, взмахни крылами…»

СЕРГЕЙ ЕСЕНИН И АННА АХМАТОВА

(Справочная статья для Есенинской энциклопедии)

Аннотация: представлен образец справочной статьи для Есенинской энциклопедии о творческих контактах А.А. Ахматовой и С.А. Есенина.

Ключевые слова: А.А. Ахматова, С.А. Есенин, Есенинская энциклопедия.

АХМАТОВА Анна Андреевна (наст. фам. Горенко; 11 (23) июня 1889, под Одессой – 5 марта 1966, Москва), поэт, прозаик. Уже первые сборники принесли Ахматовой всероссийскую известность: «Вечер» (1912), «Четки» (1914), «Белая стая» (1917). В ее поэзии переплавились традиции пушкинские, русской классической лирики и народно-песенные. Есенин до встречи с Ахматовой мог слышать о ней от Клюева, близкого в 1911–1912 к акмеистам, особенно выделяя среди них Ахматову. Впервые Есенин увидел Ахматову 28 марта 1915 в Петрограде на благотворительном вечере «Поэты – воинам» в пользу лазарета деятелей искусств (в зале Армии и Флота), на котором выступала Ахматова.

Знакомство Есенина с Ахматовой состоялось 25 дек. 1915 в Царском Селе, его дату подтверждает дарственная надпись Ахматовой на оттиске из журнала «Аполлон» (1915, № 3) с ее поэмой «У самого моря»: «Сергею Есенину – Анна Ахматова. Память встречи. Царское Село. 25 декабря 1915». Есенин принес с собой «сборник стихов, который готовил издать » (Летопись, 1, 304). В эту встречу Есенин читал стихи («Край родной! Поля, как святцы…» (ранняя ред.), «Тебе одной плету венок…», «Шел Господь пытать людей в любови…») и беседовал с Ахматовой и Гумилевым: «Я просила еще читать, и он читал <…> Читая, Есенин был еще очаровательнее. Иногда он прямо смотрел мне в глаза, и в эти мгновения я чувствовала, что он действительно ?все встречает, все приемлет?…» (Кралин М. Победившее смерть слово: Анна Ахматова и Сергей Есенин // Наш современник. 1990. № 10. С. 156).

В нач. 1960‑х, глядя на карандашный портрет Есенина работы В. Юнгера (1915), Ахматова подтвердит: «Именно таким приезжал Есенин ко мне в Царское Село в рождественские дни 1915 года. Немного застенчивый, беленький, кудрявый, голубоглазый и донельзя наивный…» И отметит: «Володя Юнгер удивительно точно передал выражение его глаз» (Дитц В.Ф. Есенин в Петрограде–Ленинграде Л.: Лениздат, 1990. С. 72). Волнение Есенина перед этой встречей описывает З.И. Ясинская: поэт много «говорил о ее <Ахматовой> стихах и о том, какой он ее себе представляет, и как странно и страшно, именно страшно, увидеть женщину-поэта, которая в печати открыла сокровенное своей души» (С.А. Есенин в воспоминаниях современников: В 2 т. М.: Худ. лит., 1986. Т. 1. С. 252).

Уже первая встреча выявила непохожесть и отчужденность Ахматовой и Есенина. Ясинская передает: «Вернувшись от Ахматовой, Есенин был грустным, заминал разговор, когда его спрашивали о поездке, которой он так ждал. <…> Он так и не смог объяснить, чем же не понравилась ему Анна Ахматова, принявшая его ласково, гостеприимно. Он не сказал определенно, но как будто жалел, что поехал к ней <Ахматовой>» (Там же). Сама Ахматова отмечает, что хотя стихи Есенин ей «нравились», у нее с Есениным были «разные объекты любви»: «…У него преобладала любовь к далекой для меня его родине, и слова он находил совсем другие, часто уж слишком рязанские, и, может быть, поэтому я его в те годы всерьез не принимала…» (Кралин М. Победившее смерть слово… С. 157).

В начале 1916 г. группа царскосельских поэтов (прежде всего Ахматова  и Гумилев) отказываются участвовать в готовящемся «Альманахе муз», если на его страницы будут допущены «кустарные» Есенин и Клюев. С апреля 1915 стихи Есенина и Ахматовой соседствуют в петроградских изданиях: «Новый журнал для всех» 1915, № 4), «Северные записки» (1915, № 10; 1917, № 1), лит. сб. «Пряник» и др. Оба участвуют в столичных литературных мероприятиях («Вечер современной поэзии и музыки», зал Тенишевского училища, апр. 1915; «Вечер поэтов», конференц-зал Академии художеств, дек. 1917 и др.) или встречаются на них (вечер «Утро России» в зале Тенишевского училища, янв. 1918 и др).

В начале 1920‑х произведения Ахматовой и Есенина рекомендуются для школьного изучения (Летопись, 3 (1), 10). В числе 14 поэтов, намеченных Эренбургом для его книги «Портреты русских поэтов» (1922), – Ахматова и Есенин (Летопись, 3 (1), 145). «Лучшими русскими поэтами» Есенин и Ахматова называются в ряде эмигрантских статей (Летопись, 3 (1), 271). Вас. Немирович-Данченко, характеризуя современную поэзию России, выделяет среди поэтической «молодежи» Есенина и Ахматову (Летопись, 3 (2), 49). Произведения Есенина  и Ахматовой (в числе небольшого числа русских авторов) включаются в зарубежные антологии, такие, как «Cing con­ti­nents» («Пять континентов: Всемирная антология современной поэзии», Париж, 1922), «Das rus­sis­che Rev­o­lu­tion­s­gesicht: Eine Antolo­gie zeit­genös­sis­ch­er rus­sis­ch­er Dich­tun­gen…» («Русское лицо революции: Антология современных русских поэтических произведений…», Вена–Берлин–Лейпциг–Нью-Йорк, 1923), «Antolo­gia dei poeti rus­si del ХХ sec­o­lo» («Антология русских поэтов ХХ века», Милан, 1924).

Рассказывая новым знакомым (Е. Эйгес в 1919) о встрече с Ахматовой, Есенин называет ее в числе других поэтов, оказавших на него значительное влияние (Летопись, 2, 247). А. Сахаров свидетельствует, что Есенин, наряду с частушками о Клюеве, Блоке, Кузмине, Маяковском, Каменском, сочинил частушки и об Ахматовой (Сахаров А. Обрывки памяти // Знамя. 1996. № 8. С. 173). Ахматова, со своей стороны, отзывалась о Есенине неодобрительно и возражала Мандельштаму, готовому «простить Есенину что угодно за строку» «Не расстреливал несчастных по темницам» (Ахматова А. Соч.: В 2 т. / Сост. и подгот. текста М.М. Кралина. М.: Правда, 1990. Т. 2. С. 165). Между тем И.Н. Розанов считал, что между двумя поэтами немало общего. Намечая план раздела об акмеизме книги «Русская лирика», в числе других он намечает сопоставление «Анна Ахматова – Сергей Есенин» (Летопись, 3 (1), 33). В июле (20–24) 1924 Есенин дважды встречался с Ахматовой в Ленинграде (имеются неподтвержденные сведения, что Есенин в одну из встреч подарил Ахматовой экземпляр своей «Москвы кабацкой» – Летопись, 4, 345), о чем она в 1927 рассказывала П. Лукницкому: тогда она «поняла, что хулиганство Есенина – нарочитое, надуманное, напускное и делается для публики. И вот это утвердило окончательно ее отрицательное отношение к Есенину» (Лукницкий П.Н. Acumi­ana: Встречи с Анной Ахматовой: [В 2 т.]. Париж–М.: YMCA–PRESS– Рус. путь, 1997. Т. 2: 1926–1927 гг. С. 340). В 1964 А.П. Ломан запишет несколько другой рассказ Ахматовой о посетившем ее в 1924 Есенине: «Он рассказывал о своей поездке за рубеж. Из рассказов стало особенно ясно, насколько он русский. Его не вырвешь из полей и рощ…»; это «…был новый для меня Есенин. Есенин без бравады» (Ахматова А. Сергей Есенин // Наш современник. 1990. № 10. С. 157–158).

Отношение Ахматовой к Есенину было неоднозначным. Если в феврале 1925, описывая облик Есенина как «гостинодворский», она утверждала, что он «плохой поэт», и она не понимает, «почему так раздули его» (Лукницкий П.Н. Acumi­ana: Встречи с Анной Ахматовой. Т. 1: 1924–1925 гг. С. 37), то 29 декабря того же года мемуарист записывает: «Анну Андреевну волнует его смерть».

Мемуаристы и биографы оставили немало свидетельств скептического отношения Ахматовой к Есенину «К числу поэтов, которых Ахматова никак не хотела признать, принадлежал Есенин, — вспоминает Вяч. Иванов. — Я начинаю читать и опять наталкиваюсь на очень плохие стихи», — говорила Анна Андреевна» (Иванов Вяч. Вс. Беседы с Анной Ахматовой // Воспоминания об Анне Ахматовой: Сб. М.: Сов. писатель, 1991. С. 495). Нелюбовь Ахматовой к Есенину отмечает С. Шервинский (Шервинский С.В. Анна Ахматова в ракурсе быта // Там же. С. 286). На протяжении жизни Ахматова неоднократно высказывалась о Есенине в беседах с близкими людьми (Лукницкий, Л. Чуковская). Запись Чуковской от 21 марта 1940 в ее «Записках об Анне Ахматовой»: «Я только что его перечла. Очень плохо, очень однообразно». Затем оценка смягчается: «Впрочем, когда я читаю другие стихи <современных поэтов>, я думаю, что я к Есенину несправедлива» (Чуковская Лидия. Записки об  Анне Ахматовой: В 3 т. – Изд. 5‑е, испр. и доп. М.: Согласие, 1997. Т. 1: 1938–1941. С. 93–94).

О том, что Ахматова не очень хорошо знала творчество Есенина, свидетельствует ее запись от 18 февраля 1966 в ее рабочей тетради: «Вчера по радио слышу стихи с музыкой. Очень архаично, славянизмы, высокий строй. Кто это? Державин, Батюшков? Нет, через минуту выясняется, что это просто Есенин. Это меня немного смутило. К Есенину я всегда относилась довольно прохладно. В чем же дело? – Неужели то, что мы сейчас слышим и читаем, настолько хуже, что Есенин кажется высоким поэтом?» (Записные книжки Анны Ахматовой (1958–1966) / Сост. и подгот. текста К.Н. Суворовой. М.–Torino, 1996. С. 711).

Всю жизнь Ахматова пыталась разобраться в характере Есенина. Чуковская передает ее слова в записи 17 мая 1954: «Я поняла главный недостаток подобных людей: Есенин, Шаляпин, Русланова… Они самородки. И тут это “само” сыграло с ними скверную шутку. У них есть все, кроме самообуздания. Относительно других они позволяют себе быть какими угодно, вести себя Бог знает как». Однако отношение Ахматовой к Есенину с годами изменилось в лучшую сторону. Стихотворение «Так просто можно жизнь покинуть эту…», с которым  Ахматова выступила на литературном вечере 25 февраля 1925 г., в ее сборнике последних лет носит название «Памяти Сергея Есенина»: «Так просто можно жизнь покинуть эту, / Бездумно и безбольно догореть, / Но не дано российскому поэту / Такою светлой смертью умереть. // Всего верней свинец душе крылатой / Небесные откроет рубежи, / Иль хриплый ужас лапою косматой / Из сердца, как из губки, выжмет жизнь» (Ахматова А. Собр. соч.: В 6 т. / / Сост. и подгот. текста Н,В.Королевой. М.: Эллис–Лак, 2000. Т. 4. С. 223–224).

В начале 1930‑х Ахматова написала шестистишие «О.М.», посвящённое арестованному Мандельштаму, в котором предсказала ему и себе трагический конец Есенина, Гумилева, Маяковского: «Нет, с гуртом гонимым по Ленинке / За Кремлевским поводырем / Не брести нам, грешным, вдвоем. / Мы с тобой, конечно, пойдем / По Таганцевке, по Есенинке / Иль большим Маяковским путем…» (Там же. Т. 2. Кн. 1. С. 257).

С о ч.: А х м а т о в а А. Соч.: В 2 т. / Сост и подгот. текста М.М. КралинАхматова М.: Правда, 1990; А х м а т о в а А. Собр. соч.: В 6 т. / Сост. и подгот. текста Н,В. Королевой. М.: Эллис–Лак, 1998–2002; Ахматова А. Сергей Есенин / Публ. М. Кралина // Наш современник. 1990. № 10. С. 157–158; Записные книжки Анны Ахматовой (1958–1966) / Сост. и подгот. текста К.Н. Суворовой. М.–Torino, 1996. – 873 с..

Лит.: А з а д о в с к и й К. Ахматова и Есенин (к истории знакомства) // Ахматовский сб. / Сост. С.Дедюлин и Г. Суперфин. Париж, 1989. С. 77–82; Воспоминания об Анне Ахматовой: Сб. М.: Сов. писатель, 1991. – 720 с.; Д и т ц В. Ф. Есенин в Петрограде– Ленинграде. Л.: Лениздат, 1990. – 269 с.; К р а л и н М . Победившее смерть слово: Анна Ахматова и Сергей Есенин // Наш современник. 1990. № 10. С. 154–160; М е к ш Э. «Его не вырвешь из полей и рощ…»: Ахматова о Есенине // Радуница: Информ. бюллетень. Орел. 1991. № 5. С. 39–42; М е ш к о в В. Анна Ахматова и Сергей Есенин // Брега Тавриды. 2007. № 1. С. 130–159; Н е в е д о м с к а я В. Воспоминания о Гумилеве и Ахматовой // Воспоминания о Серебряном веке / Сост., предисл. и коммент. Вадиима КрейдАхматова М.: Республика, 1993. С. 246–252.

Лит.: А з а д о в с к и й К. Ахматова и Есенин (к истории знакомства) // Ахматовский сб. / Сост. С.Дедюлин и Г. Суперфин. Париж, 1989. С. 77–82; Воспоминания об Анне Ахматовой: Сб. М.: Сов. писатель, 1991. – 720 с.; Д и т ц В. Ф. Есенин в Петрограде– Ленинграде. Л.: Лениздат, 1990. – 269 с.; К р а л и н М . Победившее смерть слово: Анна Ахматова и Сергей Есенин // Наш современник. 1990. № 10. С. 154–160; М е к ш Э. «Его не вырвешь из полей и рощ…»: Ахматова о Есенине // Радуница: Информ. бюллетень. Орел. 1991. № 5. С. 39–42; М е ш к о в В. Анна Ахматова и Сергей Есенин // Брега Тавриды. 2007. № 1. С. 130–159; Н е в е д о м с к а я В. Воспоминания о Гумилеве и Ахматовой // Воспоминания о Серебряном веке / Сост., предисл. и коммент. Вадиима КрейдАхматова М.: Республика, 1993. С. 246–252.

Материал из научно-методического журнала «Современное есениноведение» 

Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
*
Генерация пароля

Подпишись!

Подпишитесь, чтобы получать свежие новости с нашего сайта.

Мы не занимаемся спамом! Прочтите нашу политику конфиденциальности, чтобы узнать больше.

 

ПОЖЕРТВОВАНИЯ

1. Кнопка "Поддержим премию всем миром" создана для добровольных пожертвований физических и юридических лиц на развитие премиального дела в области литературы, музыки, кино - и театрального искусства, а также научного есениноведения.
2. Все пожертвования поступают в Национальный Фонд развития культуры, туризма и ремёсел "Осиянная Русь", являющимся соучредителем Премии. Реквизиты Фонда: ИНН: 7733250029, СЧЁТ: № 40703810038000002762 в ПАО «СБЕРБАНК РОССИИ», г. Москва.

Подпишись!

Подпишитесь, чтобы получать свежие новости с нашего сайта.

Мы не занимаемся спамом! Прочтите нашу политику конфиденциальности, чтобы узнать больше.